Как поплыть на собеседовании в «Банду»

Копирайтеры делятся на два вида. У первых от упоминания креативного агентства Banda начинает сильно “калатать сердечко”. Вторые говорят «ну Banda, ну подумаешь», но на самом деле это от обиды, что они там не работают. В общем, от «Банды» “калатает” у всех. Это в очередной раз доказала креативная неконференция «Некактус», которую посетили более 2500 людей. Я тоже там была. И казалось бы, уже давно отпустило, но нет – снова прихватило, и я решила податься в «Проект 70». 

«Проект 70» – инициатива июня 2019 года, в рамках которой Banda собралась набрать сразу 70 новых сотрудников. За месяц агентство получило 8135 заявок, среди которых 3115 – от дизайнеров, 2455 – от копирайтеров, 1643 – от арт-директоров, 480 – от ассистентов эйчара, 422 – от джуниор-аккаунтов. Тестовые задания выполнило приблизительно 3000 соискателей. Тем, чьи творческие наработки не прошли отбор, Banda ответила трогательным видео с котиками. Остальных пригласили на собеседование.

Я не делала тестовое задание. Да, так можно было. Если у тебя интересное резюме, ты занятой или просто очень самоуверенный человек, можно было отправить только портфолио и ссылочку на страницу в социальной сети. В общем-то, я готова была выполнить тестовое, но форма в момент заполнения подвисла. Я нажимала на все кнопочки, что, конечно, утешало, однако программе становилось только хуже. Это были последние дни подачи заявок, поэтому я решила не затягивать и попробовать «без тестового». На этот раз все получилось, и мое портфолио в виде истории-комикса улетело в «Банду». 

Помню, я ела окрошку, когда раздался звонок с неизвестного номера. 

– Катя, привет! Я из «Банды». Нам понравилось твое портфолио, и мы хотим познакомиться ближе. 

До этого я еще ни разу не бросала окрошку, чтобы сообщить близким про собеседование. Не прыгала от подобных новостей, как дитя, впервые увидевшее радугу. Такое оно – приглашение в «Банду». 

Как можно было провалить собеседование? Смотри, как это удалось мне. 

1. Забить на подготовку

С одной стороны, отсутствие подготовки к собеседованию делает тебя искренним и наивным кандидатом. Искренность – главная ценность «Банды». Наивность, по мнению сооснователя агентства Павла Вржеща, один из ключевых факторов креативности. И все же подготовку нельзя недооценивать. Она придает уверенности, позволяет спрогнозировать те или иные повороты в разговоре, чтобы не стать генератором случайных ответов. 

До собеседования оставалось пять дней. Как я готовилась? Так, будто Banda – это моя любимая тетя с Воздвиженки, и я собираюсь к ней на чай. Она дружелюбная, стильная и всегда рада меня видеть. Мы редко общаемся, но я просто знаю, что она крутая, слежу за ее успехами и втайне горжусь – это моя тетя! 

Что читать про «Банду», если лет пять подписан на все и всех? Знаешь про работы для work.ua, Comfy, Olx, Goodwine, про награды, историю создания и хотя бы по разу был на лекции каждого из основателей. Я зашла на сайт агентства, поверхностно просмотрела не знакомые мне работы и ограничилась этим. На голове короной вырос некактус – позвонила любимая тетя, приду – и все будет гуд. 

2. Пообещать Каннского льва – и не посмотреть Каннского льва

Ожидая своей очереди в офисе Banda, я играю в шахматы с приятным незнакомцем, любуюсь видом на Подол и желтым бананом на террасе. Кто-то ездит на скейте по коридору, кто-то читает книгу. На диванах сидят рабочие группы, атмосфера вокруг дружеская, но вполне деловая.

Когда время пришло – меня приглашают в комнату для переговоров, стилизованную под бассейн. Предупреждают, что собеседование будет длиться всего полчаса. И вот тут я начинаю нервничать, потому что понимаю – никакой тети здесь нет, и меня позвали не чай пить. Я конкурирую с еще сотней, а может, парой сотен ребят, подавших заявку без тестового. Тут есть очень улыбчивый, но все-таки эйчар Эдуард Ивакин и копирайтер Рома Гурбанов. Заметив, что я немного стушевалась, Эдуард предлагает мне орехи с курагой. Спасибо ему, хотя мне больше бы помогла машина времени.

(Беседа передана не дословно, сохраняя суть, но без соблюдения хронологического порядка. Это только мой взгляд на то, что происходило, и субъективная оценка собственных ошибок. Конечно, меня могли не взять совсем по другим или дополнительным причинам, но по моему мнению – достаточно и этих).

– Какая реклама тебе нравится?интересуется Рома. 

– Ваша или вообще? – уточняю я. 

– Вообще. 

Я тут же забываю всю увиденную мной рекламу. Всю. Усилием воли пытаюсь вспомнить, что было на показе Каннских львов в кинотеатре «Киев». Хотя бы в каком-нибудь году. Вспоминается бабушка с грозовой тучей на поводке. Любимый Skittles! 

– Мне нравится, что делает Skittles.

– А ты видела, за что они получили Канны в этом году?

– Я не смотрела Канны в этом году. 

Взгляд Ромы непросто описать словами.

Напомню, что мое портфолио заканчивается фразой «Возьмете Катю – возьмете Канны». Покажите Кате эти Канны, и она обязательно их возьмет. 

3. Отвечать цитатами великих 

– Ну вот ты получишь Каннского льва, и что будешь делать дальше? Бывает, после серьезных достижений уже не знаешь, чем себя занять. Не боишься этого? – спрашивает Эдуард.

– Это очень сложный, философский вопрос, – зачем-то подытоживаю я. 

Тут в меня вселяется то ли пользователь вконтакте, то ли диванный философ, то ли выпендрежник с района. 

– Знаете, как говорил Ван Гог? А я очень люблю Ван Гога. У нас и в фамилиях много сходства. Некоторые художники так боятся, что не делают ничего. Я вот сначала получу Льва, а потом уже буду думать. 

На самом деле вопрос Эдуарда довольно простой. И на простые вопросы лучше отвечать просто. Можно сказать – «я не знаю, что буду делать», или «там видно будет», или «пойду получу еще одного Льва». В ответах круто опираться на собственные ощущения, при всем уважении к Ван Гогу. Кроме того, меня же не отбирают на должность смотрителя в музей искусств. Если есть такое пристрастие к цитатам, припомните лучше Огилви или влиятельного в современной рекламе Евгения Каминского. 

Конечно, могло быть и хуже. Я ведь еще знаю цитаты Фрейда и рубаи Омара Хайяма. 

4. Сказать копирайтеру агентства, в которое устраиваешься: «Я забыла сюжет твоей рекламы»

– Что ты делала для C*? – спрашивает Рома, глядя в компьютер.

– Бренд-стори, радиопроект. Я же по специальности радиожурналист. У нас получилось придумать интересный формат. 

– А знаешь, что Banda делала на радио для «ОККО»? – подхватывает Эдуард. 

Вот тут становится жарко. Я знаю, что делала Banda для «ОККО». Когда я просматривала их работы на сайте, то обратила внимание на формат – ТВ-реклама на радио. Послушала пару роликов, уловила суть идеи и пошла дальше. 

– Да, знаю. 

– И что ты думаешь? 

– Ну я, честно говоря, представила себе водителя фуры. И подумала – а дослушает ли он это до конца? Будет ли ему понятно и интересно? Зависит от того, какая целевая аудитория…

– Ты сейчас рассуждаешь, как скучный рекламщик. А вот тебе лично как? 

– Креативно.

Ребята улыбаются: «Да что ты, правда?»

– Какой сюжет запомнился? – уточняет Рома. 

Тут я понимаю, что не помню ни одного сюжета этих радиороликов. Там он был не очень явно выражен. Помню, была какая-то птица, но нельзя же так говорить…

– Я не помню сюжета. Мне был больше интересен сам формат, диалоги. Что-то зашло, что-то нет. 

Взгляд Ромы и Эдуарда непросто описать словами.

Уже после собеседования на сайте «Банды» я послушала ролики для «ОККО». Нашла птицу. Это был голубь, вот оно что. Пролистала кейс до конца. Угадайте с трех раз, кто был копирайтером на этом проекте? 

5. Рассказать про информационную гигиену. Медийщики оценят! 

– А что ты вообще смотришь, слушаешь? – спрашивает Рома.

Я добиваю: 

– Я очень внимательно отношусь к информационной гигиене. Стараюсь не загружаться всем подряд, потому что мозг от этого устает и потом выдает непонятно что. 

Вот как, например, только что. Какая информационная гигиена может быть у рекламщика? У человека, который должен впитывать все! Который обязан посмотреть «Игры престолов» даже через рвотный позыв, чтобы понять – кому это может быть интересно и где это можно использовать. Правда в том, что я действительно фильтрую информацию, но почему не сказать о том, чем ты интересуешься, и более конкретно ответить на вопрос?

Я принялась спасать тонущее в бассейне суденышко. 

– Но если есть задача, то я глубоко погружаюсь. Узнаю все по теме! 

– Я думаю, чтобы делать хорошую рекламу – важно насмотреться хорошей рекламы. … А в целом что ты смотришь? Какие шоу, передачи? 

– Телевизора у меня нет. То есть де факто он есть, но работают только несколько детских каналов для ребенка. Я смотрю то, что смотрит мой муж. Так как он англоязычный – мы смотрим шоу на английском. Так, чтобы обоим было понятно. Все, которые популярны в Америке –  подкасты Джо Рогана, шоу Стивена Колберта и все такое.

Посмотрите, как трогательна безвольность этого сотрудника! Смотрит то, что и муж. «Милый, может, посмотрим Канны?» «Ноу! Будет Джо Роган!» «Ладно, дорогой, как скажешь». Так и хочется захантить такого копирайтера!

Если и рассказывать про западные шоу, то логичнее было бы вспомнить мой любимый проект Nathan for you, который напрямую касается рекламы и юмора. Почему-то я не думаю про интервью Дудя и Черняка и совсем забываю о профильных рекламных украинских ресурсах. Вспоминаю только MMR. Так создается впечатление, что интерес к профессиональной сфере невелик, и на собеседование пришел не творец рекламы, а ее избалованный зритель. 

6. Закончить неловкостью

– Возможно, у тебя есть к нам какие-то вопросы? – интересуется Рома. 

А я-то знаю – надо обязательно что-нибудь спросить. Но вопрос у меня не готов и плохо сформулирован. Поэтому получается вот что:

– Да. Вы набираете людей в конкретные проекты? И что вам от меня нужно? 

Рома и Эдуард на мгновенье подвисают. Я ухожу в себя. 

Тем не менее мои собеседники вежливо отвечают на это чудачество, уловив его скрытый посыл. 

Вопросы нужно готовить заранее, иначе будет испанский стыд.

Нельзя сказать, что разговор полностью состоял из моих неловких выпадов. Мы очень весело обсудили музыку. В «Банде» могут спросить, какой самый позорный трек есть в твоем телефоне. Это здорово разряжает обстановку. Хотя если вы придете с правильным настроем и четким пониманием, чем можете быть полезны – ничего разряжать не придется. 

Честно – я понятия не имею, что нужно делать, чтобы тебя взяли в «Банду». Но я догадываюсь, чего не нужно делать. Если, конечно, ты очень хочешь туда попасть.

Не звезди, не тупи, не будь снобом, не будь занудой, не увиливай, не торопись, не забывай рекламу «Банды», не забывай всю существующую рекламу, не съедай всю предложенную курагу и орехи (это не точно, но, думаю, реально не стоит). И, ешкин кот, посмотри все Канны, если обещаешь Канны.

Пусть тебе повезет, котик. 

 

Автор: Катя Ван Хаусте 

Иллюстратор (headline visual): Вика Никоненко 

Литредактор: Валерия Кирикова

Может быть интересно: 

  1. Cannes Lions 
  2. Отбор в Banda 
  3. Nathan 4 you 

 

Предыдущий

Консультация с Оскаром Бренифье: “Это больно, но это полезно”. Часть 1

  1. Анжела

    Очень познавательна статья! Спасибо 🙂 На некоторых моментах смеялась!

    • Год рождения: 1997

Добавить комментарий